• Українська
  • Русский

ART МУЗЕЙ БУДУЩЕГО

Ювелирная фирма Cartier в 1994 году организовала персональную выставку украинского скульптора Олега Пинчука в главном офисе фирмы в Женеве. Все скульптуры были проданы… Олег Степанович говорит: «Очень важно любить свою работу, людей, меценатов которые тебя поддерживают. Покупая работы они дают возможность художникам заниматься творчеством))) Это нужно ценить! Приятно, что швейцарская часовая фирма, мировой бренд BOVET сделал уникальные часы с моими скульптурами…». Украину знают и уважают в мире за таланты наших соотечественников.

Скульптор Олег Пинчук и имиджмейкер Вероника Чекалюк несколько лет обсуждают то, каким должен быть музей современного искусства? Олег Степанович говорит: «Музей современного искусства должен быть величиной с два дворца «Украина», почти как стадион. Это возможно при условии процветания государства или же при поддержке меценатов. Если есть искусство и современность, то создания музея современного искусства не избежать. В Украине есть несколько музеев подобного направления, регулярно проходят выставки, но о них знает узкий круг людей, они не являются полноценными. Для поддержки искусства необходимы льготы и финансирование из госбюджета».

Экскурсоводы музеев, где выставлялись работы Олега Пинчука, рассказывают об очередях детей и взрослых, желающих подержаться за рог носорога. Существует предание, будто это поможет успешно сдать экзамен или помириться с мужем. Чтобы приумножались материальные блага, нужно подержаться за медальки. Некоторые — самые «волшебные» — детали скульптур вытерты до блеска.

Художник родился на Львовщине, в Дрогобыче. Много путешествовал, жил во Франции, Швейцарии. После мастерской профессора Вронского в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве второй alma mater стала женевская Высшая школа визуальных искусств — своеобразный Оксфорд для художников. Совершенствовался у европейского мэтра Мишеля Гирши. Впитав космополитизм современного западного искусства, остался украинским художником.
Произведения Олега Пинчука украшают Венский музей истории искусств, Московский музей современного искусства, Киевский музей русского искусства и другие. Он — из тех, кто ломает стереотип, будто художник должен жить в полуподвальном помещении, ходить в лохмотьях, питаться на фуршетах. Пинчук живет с искусства, и, заметим, неплохо. В квартире, где он проживает вместе с семьей, нашлось место и для мастерской, и для галереи… Он доказал до сих пор практически недоказуемое: художник может быть свободным в любой культурной среде.

Вероника: — Олег, возможно, вам лучше было бы заниматься исключительно искусством, а профессиональные менеджеры пусть продвигают работы на художественный рынок?

Олег: — Таких специалистов немного, ведь и рынок фактически отсутствует, он в стадии становления. Я — лучший для себя менеджер. Сам создаю проекты и предлагаю директоров, кураторов. Фактически коллектив — для имиджа. А делаю я все сам, и мне это интересно.
В Украине много талантливых художников, но им мешает советская психология: они продолжают сидеть в своих мастерских и ждут, когда придет меценат с мешком денег и купит у них все за миллионы.

Вероника: — Сколько времени вы тратите на создание одной скульптуры?

Олег: — Быстро такие вещи не делаются. Они требуют труда, настойчивости, бессонных ночей. Некоторые работы могу сделать за несколько месяцев, а бывает, что нужны годы — зависит от обстоятельств.
Я много путешествую, и именно во время путешествий рождаются новые идеи. Главное — создать эскиз, а потом можно делать хоть стометровую скульптуру, это дело техники. Я сделал много эскизов, запаковал их и не трогаю — они, как хорошее вино, должны отстояться. Пройдет время, я «откупорю» это «вино» и что-то отберу, посмотрю со стороны: какие из проектов воплотить в скульптуру, а какие навсегда останутся только эскизом. Не всем, что делаю, я доволен. Из десяти работ отбираю несколько. Все остальное — поиск, а не искусство.

Вероника: — Ученики, последователи у вас есть?

Олег: — Я сам учусь. Мне импонирует наивное искусство. Эти скульптуры, словно живые куклы, — эмоциональные, живые образы. Они вдохновляют. Когда леплю, общаюсь со своим произведением, вхожу в состояние медитации. Возможно, это мистика или магия. Художник, как волшебник, — стремится остановить время, «обмануть» общество, доказать, что искусство вечно…

Вероника: — Ваши скульптуры часто копируют. Вас это раздражает?
Олег: — Это закономерное явление. Прихожу отливать скульптуры — а там три десятка работ, очень похожих на мои. Благодаря моим многочисленным выставкам, каталогам подобное стало доступным. И если человек умеет лепить, он сможет повторить меня. Но это как музыкальное произведение: Моцарта играют все, а вот создать шедевр смог лишь он один.

Вероника: — А ваши скульптуры не пытались похитить?
Олег: — Бывало и такое. С выставки украли одну из моих работ. Не буду сейчас разглашать тайны этого уголовного дела, но, поверьте, это настоящая детективная история. Люди уже поняли, что Пинчук — не просто скульптор. Это брэнд. Некоторые банки берут скульптуры под кредитный залог. И, как правило, эти работы выкупают. Как-то один бизнесмен, тогда он еще не был достаточно богатым, приобрел два моих произведения. Когда залез в долги, скульптуры его выручили. Он заложил их в банке, полученные деньги вложил в дело, разбогател, выкупил залог. Одна из этих скульптур — Рыба-талисман — действительно стала его талисманом. Он заказал у меня еще несколько работ.

Вероника: — Вы коллекционер, собираете произведения современного искусства и старинные вещи с собственным «характером» и историей. Бывает, что вещь прекрасна, но обладает отрицательной энергетикой?
Олег: — У меня таких нет. Беру то, что созвучно моему внутреннему восприятию мира, а то, что, как мне кажется, несет отрицательную энергетику, обхожу стороной. Были работы, от которых отказался, поскольку ощущал определенный дискомфорт. Хочу основать музей современной скульптуры. Необходимо место, серьезное финансирование, я же могу рассчитывать только на себя и на друзей. Однако шаг за шагом продвигаюсь к своей цели. Хотя это и трудно: зарабатывать на искусстве и потом эти деньги вкладывать в произведения других художников.

Записано(авт) диалог Олега Пинчука и Вероники Чекалюк

dsq_needs_sync:
1
Tagged under

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *